Михаил Чистов о толерантности в детском спорте, отношению к ММА и родительских «хотелках»
В том, что самбо традиционно популярно в России нет ничего странного. Ведь это – наш национальный вид спорта, помогающий овладеть базовой подготовкой для занятий практически любым видом единоборств. О том, как заинтересовать мальчишек самообороной без оружия в «Белом Лотосе» лучше всех знает тренер Михаил Чистов. Воспитанник легендарной спортшколы «Самбо-70», он за короткое время «сколотил» боеспособную команду из ребят младшего возраста, успешно выступающую на московских соревнованиях. Не случайно родители охотно записывают в нее своих сыновей. В чем же состоит секрет этого специалиста? Ответ на этот вопрос вы узнаете, прочитав интервью с Михаилом Юрьевичем.
И первый вопрос был таким: насколько изменились его подопечные из первого набора в 2017 году?
— Они стали относиться к тренировкам иначе благодаря тому, что в постоянном развитии находится сам центр единоборств «Белый Лотос». Во-первых, мы начали проводить на постоянной основе соревнования с приглашением гостей из столичных и подмосковных клубов, — говорит М.ЧИСТОВ.- К ним готовимся заранее. Ведь это не клубные междусобойчики, а соревнования, включенные в Единый календарный план Москомспорта. В прошлом году в «Белом Лотосе» прошли три таких турнира. Очередной состоится 15 марта и соберет порядка 300 участников – рекордное количество. К подобным состязаниям ребята привыкли и относятся к ним, как к мероприятию, венчающему этап плановой работы. Кстати, мои ученики из первого набора уже не новички, а реальные претенденты на призовые места. В этом принципиальное отличие от прошлых лет. И также изменилось отношение пацанов к тренировкам, которое стало более осмысленным.
— Что имеется ввиду?
— Если раньше мы находились в начальной стадии обучения, изучая в основном базовые движения, то теперь овладеваем приемами в партере и стойке. Их около 20. При этом каждый прием изучается с захватами из разных положений, а всего уже наберется до 30 технических действий – приличное количество, позволяющее молодым самбистам не теряться на ковре в сложных ситуациях.
— С какого возраста принимаете детей в свою секцию?
— С четырех лет. Впрочем, решающее значение имеет не возраст, а умение мальчика слушать тренера.
— На днях в Сочи завершился первый чемпионат Лиги боевого самбо, за которым с трибуны наблюдал президент РФ Владимир Путин. Как относитесь к новым престижным соревнованиям?
— Конечно, положительно. Ведь это знаковое событие потому, что после самбо и дзюдо президент обратил внимание на боевое самбо. Более того, он фактически выделил его в отдельное спортивное направление, и теперь боевое самбо будет развиваться не только в спецвойсках.
— А по какому принципу разделяете по группам ребят разного возраста?
— Всего их три. В первую группу входят новички, изучающие самбо в «игровой форме с элементами борьбы». Вторую составляют школьники, находившиеся два года назад в статусе младшегруппников. И, наконец, в третью группу входят 10-11- летние ученики 3-4-х классов стабильно выступающие в соревнованиях.
— Современная молодежь относится к тренировкам иначе, чем лет 20 назад?
— Да, причем не по своей воле. Имею в виду учебный процесс в общеобразовательных школах, от которого непосредственно зависит отношение к тренировкам. На мой взгляд, педагоги мало заботятся о качестве образования., из-за чего ученикам приходится дополнительно заниматься предметами, выбранными в качестве ЕГЭ. Соответственно становится меньше времени для спортивных занятий. Ведь раньше домашнее задание можно было сделать в любой момент, и, соответственно, корректировать посещение секций. Но теперь дополнительные уроки с преподавателем строго привязаны к определенному часу.
— Раньше дети записывались в секции сами, а теперь их все чаще приводят родители. Это хорошо или плохо?
— Действительно, в советское время достаточно было одному показать прием в школе, как у других ребят возникало желание заниматься единоборствами. Сейчас же многое зависит от мотивации самих родителей, у которых широкий спектр «хотелок», начиная от «хочу сделать из сына мужика», и заканчивая «хочу оторвать его от компьютера». И все же обычно все зависит от сына. Если заинтересуется спортом, может выйти толк, и наоборот.
— А вас не волнует, как выглядят самбо и дзюдо на фоне стремительно растущей популярности ММА?
— Нет, потому, что самбо и дзюдо – это спортивные проекты, тогда как ММА проект коммерческий. В него, кстати, превращается бокс, быстро теряющий привлекательность в мире. Что же до интереса к конкретному виду спорта, то единоборства строго регламентированы по возрастам. Например, в дзюдо можно выступать с 7 лет, в самбо – с 11, тогда как в ММА разрешено заявляться на турниры гораздо позже. Соответственно заниматься смешанными единоборствами ММА с 11 лет и не участвовать в соревнованиях очень непросто.
— Кстати, что скажете о роли лидера в детском спортивном коллективе?
— Она важна всегда, но есть нюанс: сначала им признается парень сильный от природы, но не обязательно умеющий хорошо бороться. С годами представление о лидерах меняется и в ходе тренировочного процесса на первый план выходит тот, кто лучше подготовлен технически, получает разряды и нашивки после аттестации, в общем, реально превосходящий своих друзей по секции.
— Все чаще возникает аномальные ситуации, когда мальчишки не хотят учиться драться по правилам. Как относитесь к этому?
— То, что проблема существует – факт, с которым необходимо считаться. А как иначе, если воспитательные программы учебных заведений предусматривают толерантное отношению к окружающим. Я сам с этим сталкиваюсь ежедневно и вижу, что агрессивность детей по отношению друг к другу пропадает. И это хорошо. Но надо понимать, что агрессивность спортивная и агрессивность жизненная отличается друг от друга и соответственно пользу от тренировок в зале переоценить невозможно.
— Любой тренер мечтает воспитать чемпиона мира. У вас тоже есть такое желание?
— Само собой, про чемпионаты мира и Европы нам пока говорить рано. Другое дело добиться, чтобы самбо развивалось в «Белом Лотосе» планомерно, целенаправленно и реалистично. Поэтому будем продолжать участвовать в детско-юношеских турнирах, включая первенства Москвы. Сейчас мы в количестве пяти-шести участников занимаем на соревнованиях призовые места через раз. А должны – регулярно. И это задача на ближайшие полтора года.
Валерий РАДЖАБЛИ