Увы, в современном боксе все меньше становится «умных» поединков, где превосходство одного боксера над другим определялось бы тонкой тактической игрой. Заманить противника в «ловушку», заставить его промахнуться, или, как мы говорим, провалиться, использовать вот такие его промахи для набора очков, а то и для победы нокаутом — всему этому многие нынче предпочитают ставку на превосходство в чисто физическом отношении. Как тут не вспомнить мастеров «хитрого боя», таких, как И. Авдеев, А. Булаков, А. Грейнер, В. Баранников, Р. Тамулис, А. Лагетко, Г. Шатков, А. Шоцикас.
Но, чтобы проводить подобные обманы, боксер должен мягко и легко передвигаться на ринге, держаться непринужденно, свободно, уверенно. Скованность, излишняя напряженность, неуверенность лишают эффективности и его финты. Противник попросту не станет на них реагировать — не к чему.
Только уверенные, хорошо отрепетированные финты дают нужный эффект. Но над ними ой как много следует поработать! Кропотливо, постоянно, на тренировках с партнером и без него. Даже перед зеркалом, чтобы проверить убедительность выражения своего лица — ведь и это важно при обманных движениях. Наконец, закрепить все найденное в вольных боях.
В финтах участвуют либо только руки, туловище, глаза или ноги, либо — и это бывает чаще всего — они выполняются комбинированно. Понятно, что чем выше техника боксера, лучше координация движений, тем эффективнее будут и его финты, тем с меньшими затратам энергии сможет он добиваться успеха. Сочетая, комбинируя обманные движения с подлинными нацеленными выпадами, боксер приводит противника в такое состояние, в котором тот уже не улавливает границы между действительностью и ложными ударами.
Если соперник нервный, легко возбудимый человек, но при этом обладает быстрой реакцией, достаточно легкого движения туловищем, рукой, ногой в сочетании со взглядом, чтобы вызвать ответное движение противника. На него у тебя уже должно быть заготовлено противодействие.
Вот пример. Покажи всем своим видом, что собираешься нанести прямой левой в туловище. При этом слегка открывай голову для встречного правой. Соперник, естественно, соблазнится и проведет этот самый встречный справа. Ты же, не доводя удар до цели, сделай небольшой шаг назад-влево и, используя промах противника, контратакуй левым боковым в голову. Успех подобного маневра наверняка деморализует волю соперника, тебе же придаст уверенность.
Финт — по своей сути действие, дезорганизующее противника, отвлекающее его от главного, основного удара. Финт способствует лучшему проведению настоящего удара, результативному выполнению боевого действия.
На первый взгляд обманные движения кажутся простыми. Вроде бы и в достижении победы особой роли не играют. На самом деле искусство финта — сложное и трудное искусство. Чем проще финт с виду, тем больший труд затрачен на подготовку его исполнения. Когда бой вели те же А. Булаков, А. Грейнер, Г. Шатков, А. Шоцикас, Н. Королев, Б. Кузнецов, создавалось впечатление, что они по своему желанию заставляли противника двигаться в ту или другую сторону, атаковать, опускать или поднимать руки, раскрываться именно в тот момент, когда им надо нанести решающий удар. Этот удар они как раз и готовили с помощью обманных движений, а потом самым главным финтом вызывали соперника на устраивающий их выпад и быстро, точно контратаковали, нанося удар в заранее намеченное место.
В боксе ведь, как в шахматах, предвидя ответные ходы противника на твою атаку, можно сделать «домашние заготовки», которые намного облегчают достижение победы.
Применение таких «заготовок» украшает поединок на ринге, делает его более красивым в зрелищном отношении и доставляет эстетическое удовольствие зрителю. Имея несколько таких заготовок, можно удачно строить свои поединки с противниками, разными по характеру и манере ведения боя. Умелое применение их дает большое психологическое преимущество боксеру на ринге, вселяет уверенность в своих действиях, а это уже залог победы.
Применяются обманные движения сугубо индивидуально, исходя из возможностей каждого спортсмена, его физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, в зависимости от того, как он подготовлен в техническом и морально-волевом отношении. Важна тут и манера ведения боя, его стиль: атакующий, контратакующий, встречный или ответный, наконец, и то, левша или правша боксер, работает ли он на дальней дистанции или в ближнем бою и т. д. и т. п.
Рекомендации тренера в секции бокса по обманным движениям должны учитывать все эти индивидуальные особенности боксера.
Возьмем, к примеру, боксера высокого роста, длиннорукого и длинноногого. Такому боксеру тяжело работать в ближнем бою, да и на средней дистанции, — тут его длинные руки только мешают. Но боксируя на дальней дистанции, постоянно маневрируя вокруг противника, он обратит свои длинные руки в союзника, здесь они принесут ему преимущество.
Какие финты взять на вооружение такому боксеру? Они должны строиться на маневренности, легком, непринужденном передвижении по рингу с сокращением или увеличением дистанции боя. У боксера-правши должна быть очень подвижной, быстрой и левая рука. Основную массу обманных движений, да и подлинных ударов, такой боксер должен проводить именно левой. Левой же в сочетании с маневром он вызывает противника на атаку и, используя его промахи, контратакует ответными или встречными ударами.
Обманные движения руками лучше всего удаются после того, как вы нанесете точный удар. Если это был прямой левой в голову, то такой же следующий едва ли будет столь же эффективным. Покажите, что готовите его, но в самый последний момент, изменив направление, бейте прямой левой по корпусу. Затем можно провести двойной финт, показав прямой левой в голову, тут же прямой в туловище, а в конце концов нанести первый.
Далее подключите правую руку, помня все время, что бить нужно не туда, куда показываешь противнику, а в другую точку. Можно усыпить бдительность соперника легкими прямыми левой, играя лишь на изменении мышечных усилий. Затем, мгновенно напрягая мышцы, резким рывком нанести сильный прямой левой в голову.
Если заметили изъян в боевой стойке противника — низко опущено левое плечо, левая рука согнута в локте, и он вроде бы открыт для удара справа, — не спешите атаковать прямым ударом правой без подготовки. Противник наверняка разгадает ваши намерения и примет контрмеры.
В этом случае надо готовить удар справа: показывать, что собираетесь нанести прямой правой в голову, а основные удары наносить левой рукой в туловище и в голову. Когда противник увидит, что боксер переключил усилия на левую руку, сделав обманное движение левой, неожиданно наносите удар справа. Такой тактический маневр чаще всего достигает цели.
Разнообразное применение обманных движений в сочетании с основными ударами выматывает противника, заставляет его делать все новые ошибки и в конечном итоге приводит к поражению. Но финтами увлекаться не следует, если они не подкреплены основными ударами. В таком случае противник, как уже было сказано, перестает реагировать на финты и сам переходит к решительным действиям.
В сочетании же с действительными ударами обманные движения сковывают волю противника, лишают его инициативы, заставляют ждать дальнейших действий соперника, так как боксер не в состоянии обеспечить свою безопасность. Все это, как правило, ведет к поражению.